ИТОГИ РАССЛЕДОВАНИЯ В ГОСЦЕНТРЕ

Қаңтар 09, 2021 | 497 |

E-GAZET.Между разговорами о книгах, фильмах, музыке и театре приходится говорить и о вещах малоприятных. Ничего не поделаешь, жизнь многогранна. К тому же в последнее время мне часто звонят журналисты, блогеры, телевизионщики, задают вопросы, просят рассказать, что было интересного в кинематографе страны за прошлый год.

 

А рассказать, пожалуй, есть что. Хоть и нет никакого желания тратить на это время. Но умалчивать тоже нельзя.  

 

Передо мной серьезный документ на 19 страницах. Я его только что прочитал и такое ощущение что, извините, головой в дерьмо окунули. А документ называется «Постановление о прекращении уголовного дела» от 25 ноября 2020 г., подписанный руководителем следственно-оперативной группы, следователем по ОВД 1-го департамента Антикоррупционной службы Р. Аймукановым.  Постановление утверждено заместителем прокурора г. Алматы, Ермекбаевым С.Б.

 

Что стоит за этим документом?

 

Немного предыстории.

 

Если кто не в курсе, 3 июля прошлого года я на своей странице в ФБ опубликовал материал под названием «В чем я согласен с президентом». Он состоял из трех частей, где я достаточно подробно размышлял не только о кино, но и о деятельности министерства культуры. Толчком к написанию материала послужили слова Токаева о том, что «киносообщество страны сотрясают скандалы». В чем я с президентом согласился. И попытался объяснить причины этих скандалов. К сожалению, мои выступления не были услышаны. Власть на них никак не отреагировала.

 

А зря. Потому что все, о чем я говорил – подтвердилось.  А я не врал, я просто пытался предупредить. Но ко мне не прислушались. Теперь приходится читать следовательские протоколы...

 

Что в них изложено? Наверное, не нужно пересказывать содержание всех девятнадцати страниц. И лучше – не пересказывать, а взять отдельные фрагменты из самого документа, чтоб меня не обвинили потом в пристрастности.

 

И опять же холодно, на основе голых фактов, сухим языком милицейского протокола. Короче, ни слова от себя, только констатация. Только даты, цифры, имена. Тут целый детектив, если вчитаться. Настоящее «кино».

 

Итак:

 

«Сарсенова Г.Б. является единственным учредителем и директором ТОО «Евразия фильм продакшн»… и с 2018 года производит художественный фильм «Нартай», режиссером и продюсером которого является сама Сарсенова Г.Б.».

 

«24.07.2019 г. приказом министра культуры Сарсенова Г.Б. была назначена И.О. Председателя правления государственного центра поддержки национального кино (ГЦПНК)».

 

«10.08.2019 г…. Сарсенова, используя свое служебное положение, дает поручение руководителю производственного отдела ГЦПНК Адильбаеву А.Б. определить на фильм «Нартай» в качестве госфинансирования 380 млн. тг…».

 

«18.08.2019 г. Сарсенова в связи с назначением Председателем правления ГЦПНК передает свою долю в ТОО «Евразия фильм продакшн» в доверительное управление родному брату Ахметгалиеву Н.Б.».

 

«28.08.2019г. на заседании МВК Сарсенова, имея конфликт интересов, будучи режиссером и продюсером фильма, одновременно являясь Председателем правления ГЦПНК, производит перед членами МВК «защиту» кинопроекта «Нартай» и соответственно сумму госфинансирования в размере 380 млн. тг. По результатам рассмотрения МВК рекомендует Министерству культуры и спорта фильм «Нартай» к госфинансированию. О том, что по фильму «Нартай» съемочный период уже завершен и потребность госфинансирования существенно ниже запрашиваемой суммы, члены МВК не знали…».

 

«01.11.2019 г. Председатель правления ГЦПНК Сарсенова, достоверно зная, что денежные средства, предназначенные на господдержку кинопроектов являются целевыми, и что ею эти денежные средства по целевому назначению использоваться не будут, с целью реализации преступного умысла…заключила с аффилированным ТОО «Евразия фильм продакшн» договор госзакупок №69 на производство фильма «Нартай» на сумму 380 000 000 тенге…, которые намеревалась обратить в  свою пользу и использовать по собственному усмотрению».

 

«Продолжая доводить свой преступный умысел до конца, Сарсенова, являясь лицом, приравненным к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, используя свое служебное положение, 27.11.2019 г и 07.12.2019 г., приняла от ТОО «Евразия фильм продакшн» акты выполненных работ, с  завышенными на 336 759 765 тенге, составленные финансовым директором ТОО «Евразия фильм продакшн» Гребенниковой, и перечислила в ТОО 241 500 000 тг, при этом осознавая, что данные средства не будут использованы по целевому назначению. В результате указанные денежные средства 09.12.2019 г. со счета ТОО «Евразия фильм продакшн» перечисляются Гребенниковой на личный счет Сарсеновой, тем самым она завладела указанной суммой…».

 

«Таким образом, бюджетные средства в сумме 336 759 765 тенге… были присвоены Председателем правления ГЦПНК Сарсеновой».

 

«23.05.2020 г. Сарсненовой стало известно о проводимом досудебном расследовании, после чего она осуществляет возврат 380 млн. тенге в ГЦПНК».

 

«Противоправные действия Сарсеновой были невозможны без содействия (пособничества) со стороны финансового директора ТОО Гребенниковой, заместителя председателя правления ГЦПНК Мусабекова О., финансового директора НАО Тлеужановой, которые содействовали совершению уголовного преступления…».

 

«Таким образом, Сарсенова…Гребенникова…Мусабеков…Тлеужанова…совершили тяжкое уголовное преступление по ст. 189 ч.4.п.2: ст. 28.ч.5.189. ч.4 п.2. … растрата, хищение, присвоение, пособничество…».

 

«Далее Сарсенова дала поручение финансовому директору ГЦПНК Тлеужановой Л.Т. организовать государственные закупки по аренде помещения…Чтобы придать видимость законности…Сарсенова дает поручение Гребенниковой создать подставное ИП на своего водителя Баяхметова, а данное ИП заключит договор аренды с ТОО «Евразия фильм продакшн» с тем, чтобы 3500 000 тг за аренду …поступала в ТОО «Евразия фильм продакшн».

 

«Эксперт по госзакупкам ГЦПНК Салыков К., понимая, что проведение госзакупок на занимаемое помещение не соответствует требованиям законодательства, тем не менее исполняет поручение Тлеужановой и Сарсеновой».

 

«18.10.2019 г. Салыков подписывает от имени ГЦПНК с ИП Баяхметов из одного источника договор госзакупок № 68 по аренде помещений на сумму 16 560 000 тг.».

 

«08.06.2018 г. между КазНУ им. Аль-Фараби и ТОО «Танарис продакшн» в лице директора Азимова С.Д. заключен договор…по производству документального фильма «Возвращение учителя» на сумму 23100003 тг».

 

«…В мае 2019 г. директор ТОО «Танарис продакшн» Азимов С.Д., достоверно зная, что по фильму «Возвращение учителя» им ранее заключен договор… с КазНУ… задался преступной целью на присвоение и растрату бюджетных средств в размере 20822545 тг.».

 

«01.11.2019 г. между ГЦПНК в лице Сарсеновой и ТОО «Танарис продакшн» в лице Азимова С.Д. заключен договор №75 на производство документального фильма «Возвращение учителя»… В соответствии с договором поставщик гарантирует, что на фильм отсутствуют права третьих лиц».

 

«С целью реализации преступного умысла… Сарсенова, достоверно зная, что ТОО «Танарис продакшн» производство фильма не завершено… приняла по актам фильм «Возвращение учителя» и произвела за него полную оплату».

 

«В свою очередь, Азимов, движимый корыстной целью, выставил ГЦПНК акты оказанных услуг…  зная, что на указанный фильм он уже ранее получил финансирование от КазНУ».

 

«В ходе расследования… от Сарсеновой, Азимова, Мусабекова, Тлеужановой, Гребенниковой, Салыкова поступили заявления о прекращении уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям за деятельным раскаянием».

 

«Подозреваемая Сарсенова Г.Б., уроженка Карагандинской области… вину свою признала полностью, в содеянном раскаялась, ею возмещен ущерб…».

 

«Подозреваемый Азимов С.Д. , уроженец Каракалпакстана, республики Узбекистан… вину свою признал полностью… Помимо полного признания, дал изобличающие показания против Сарсеновой…».

 

«Подозреваемая Гребенникова вину признала полностью…».

 

«Подозреваемый Мусабеков… в содеянном раскаялся, им даны изобличающие показания на Сарсенову и Азимова…».

 

«От потерпевшей стороны – ГЦПНК и МКС РК – поступили письма… об отсутствии возражений против прекращения дела…».

 

P.S:

 

Я оставляю за скобками другие отвратительные подробности этого уголовного дела. А их там предостаточно. Фактически в ГЦПНК действовала организованная преступная группировка, «крышуемая» министерством культуры. Почему я пишу «крышуемая»? Потому что все эти преступления в ГЦПНК не могли совершаться без ведома сотрудников профильного министерства: акты же криминальные подписывались, отчеты липовые принимались. То есть, налицо коррупционная составляющая. И тут не надо быть Холмсом, чтобы прийти к таким выводам. И неудивительно, что в итоге «от потерпевшей стороны – ГЦПНК и МКС РК – поступили письма…об отсутствии возражений против прекращения дела…». Никому не хочется выносить сор из избы. Будет лучше, если тихо и полюбовно, и чтобы поменьше шума…

 

Там еще много занимательного в этом грязном деле, которое в верхах решили побыстрее закрыть и спустить на тормозах. И даже не всех фигурантов удалось опросить. К примеру, ту же Качко А., уроженку иностранного государства, чья зарплата составляла свыше пяти миллионов тенге. В итоге за неполный год она получила свыше 30 миллионов непонятно за что. И это только зарплата. Я не говорю о других ее «услугах» и других видах проплат. Как только началось расследование, Анна Яковлевна грамотно исчезла. С тех пор ее никто не видел.

 

Ну ладно, это уже нюансы. Не хочется вдаваться в подробности. Полагаю, и приведенных мною сегодня фактов достаточно, чтобы ответить на вопрос – что было интересного в кино Казахстана и чем занимались самые ответственные за кинопроцесс страны лица? Их назначили на их высокие должности не менее ответственные господа. Год с лишним я пытался достучаться до самых верхов, чтобы они обратили внимание на вопиющие нарушения в государственной политике в сфере культуры и кино, в частности. Был в очень высоких кабинетах и разговаривал с самыми серьезными и ответственными товарищами…

 

Чего я добился?

 

Я добился того, что за мной укрепилась репутация скандалиста. Человека беспокойного и неуживчивого. Человека, который говорит о неприятных вещах и портит всем настроение.

 

Я добился того, что на меня вылили ведра грязи дежурные писаки, готовые за тарелку супа состряпать любую чушь. Я добился того, что многие меня объявили врагом и стали просто избегать. Что ж, я ни на кого не в обиде. Я всех понимаю: дети, семьи, карьера... Понятно, что никому не хочется лишних головных болей. Сами знаете, как относятся к тем, кто занялся «поисками справедливости». Дело это, как известно, весьма сомнительное, если не сказать – рискованное. Возможно, в каком-то смысле и безнадежное. На этом пути я уже потерял не только близких мне друзей и соратников, но еще и нажил себе кучу недоброжелателей. Но что делать? Не нравится мне, когда воруют государственные деньги вместо того, чтобы помогать людям снимать кино. Не нравится, когда назначают на ключевые позиции людей с мутными биографиями и вполне конкретными целями. Не нравится, когда дилетанты пытаются заниматься непосильным для них делом. Не нравится, когда серость правит бал. Многое чего мне не нравится. Вот и приходится вмешиваться. Пытаться что-то изменить. Хотя мог бы жить спокойно и беззаботно. В конце концов, неужели мне одному нужно кино в Казахстане?

 

Но, честное слово, мне до сих непонятно, как такой человек, как Раимкулова А.Р. до сих пор остается в кресле министра культуры? Любой другой уважающий себя человек давным-давно бы извинился и подал в отставку. Нет. Сидит. И продолжает управлять процессом. Уже сколько скандалов было в подведомственных минкульту организациях! Сколько было шума и критики. Уголовные дела заводились на ее ближайших сотрудников. Уже анекдоты ходят про ее вечное вранье и истеричный стиль работы. Никакой реакции в верхах. Просто поразительно…

 

До последнего она выгораживала Сарсенову, стояла за нее горой. До последнего упиралась и отрицала очевидные факты. Впрочем, это объяснимо: она является композитором в том самом проекте «Нартай» и, судя по смете, получала серьезные гонорары. Как вам такое сотрудничество? Сам министр нанят в группу и пишет музыку под заказ! Таким образом, этот творческий дуэт «Раимкулова-Сарсенова» много чего успел наворотить за прошлый год. Благодаря их «слаженному сотрудничеству» все киносообщество разделилось на фаворитов и «врагов». На «любимчиков» и «отщепенцев». До сих пор ведется «драчка».  И не хочется в это мелкое дело ввязываться, а приходится. Потому что оно касается всех, кто в кино, и как тут оставаться в стороне?

 

Что в итоге мне есть сказать?

 

К президенту я так и не попал, хоть мне и обещали «мильон» раз. Видимо, понимают, что я и ему испорчу настроение. Ну что ж, попробую письмом. Может, оно как-нибудь попадется ему на глаза.

 

Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!

 

Как председатель Союза кинематографистов Казахстана, как участник Национального совета общественного доверия, как член республиканского информационно-просветительского штаба при антикоррупционном комитете РК и как гражданин своей страны прошу вас обратить, наконец, пристальное внимание на деятельность министерства культуры и спорта РК. Сегодня я привел лишь несколько примеров из того, что происходит в сфере кино при попустительстве и личном покровительстве г-жи Раимкуловой А.Р. А таких фактов набралось уже немыслимое количество во всех областях, курируемых данным министерством. Об этом я писал и говорил неоднократно, о чем вам также известно. Причем, говорил с разных трибун: заседания НСОД, газеты, телевидение, сеть. И каждое мое выступление находило достаточно широкий отклик. Люди, занимающиеся творчеством, искусством и культурой, действительно, устали. Не все они имеют возможность высказаться и быть услышанными, но я много езжу по стране, встречаюсь с людьми, подолгу беседую, и у меня полностью сложилась картина и представление о том, что происходит у нас с культурой. Невозможно описать это в двух словах. Это – долгий разговор, который, к сожалению, у нас с вами так и не состоялся. Если одним словом охарактеризовать то, что происходит у нас в стране с культурой, то это – катастрофа. Ни больше, ни меньше. У нас, действительно, произошла гуманитарная катастрофа. Особенно это коснулось мест, удаленных от больших центров. В такой ситуации трудно говорить с оптимизмом о перспективах страны. О состоятельности государства судят ведь не по блеску и размаху ее столиц, а по состоянию ее провинций. Я хочу сказать, что без культуры и образования невозможны никакие подвижки ни в экономике, ни в политике. В этом я твердо убежден, и я говорил об этом в вашем присутствии.

 

Культура – это не выставочные мероприятия. И это не правительственные концерты. Культуру не мерят процентами – как это привыкли у нас делать. Если исходить из такой логики, то мне на память приходит меткое замечание Бернарда Шоу, который однажды сказал: «Если мой сосед избивает жену каждый день, а я ни разу, то по статистике мы оба бьем свою жену через день».

 

Дорогой Касым-Жомарт Кемелевич!

 

Вы очень грамотный и образованный человек. Вы выросли в атмосфере замечательной литературы и прекрасной музыки. Вы понимаете, что многое в нашей стране зависит от политической воли: нужно – не нужно. Я считаю недопустимым дальнейшее пребывание г-жи Раимкуловой А.Р. на столь ответственной государственной должности. Своим присутствием в составе правительства страны г-жа Раимкулова А.Р. дискредитирует не только само правительство, но и бросает тень на все властные структуры государства. Я уверен, что вы владеете ситуацией, и надеюсь, что мое мнение, за которым стоят мнения представителей творческих профессий по всей стране, будет учтено при формировании нового правительства. Нам нужна культурная революция. Не в стиле Мао, а в своем «казахстанском» варианте. А для ее осуществления нужна программа. Реальная, действенная и осуществимая. Составить ее должны профессионалы, люди, знающие свое дело, а не кабинетные чинуши. Для осуществления этой программы нужны новые люди. Не те, что сидят нынче в минкульте и составляют бодрые отчеты, а – другие, способные полностью переформатировать стиль и методы работы прежнего руководства. И желательно – новые, а не те, что передвигаются по горизонтали. И желательно с подтвержденными крепкими дипломами, заслуженной биографией, незапятнанной совестью и чистыми руками. И в перечне всех необходимых достоинств, которые обычно указываются в резюме, я бы поставил на первое место то, что не указывается. А именно – любовь к своей земле.

 

Надеюсь быть услышанным.

 

Ермек Турсынов

МАҢЫЗДЫ  АҚПАРТТАРДАН  ҚҰР  ҚАЛМА!

БІЗДІҢ TELEGRAM-ҒА ТІРКЕЛ!

Өзге де өзекті жаңалықтар:

Нұр-Сұлтандағы "Атырау" көпірінде ойық пайда болды
Қытай COVID-19-ға қарсы алғашқы вакцинасын ресми түрде мақұлдады

Сілтемемен бөлісу
Қалай бөлісуге болады

Біз әлеуметтік желілерде: