Пластик вытесняет наличность

Платежные карточки становятся самым популярным средством оплаты товаров и услуг у казахстанцев, рассказывает e-gazet.kz со ссылкой на Национальный банк РК.
Первые платежные карточки появились в 1949 году. Прототип этого инструмента банковских услуг, еще раньше. В 1914 году компания Western Union продемонстрировала показала миру карту, которую позже назвали дебетовой.
В Казахстане первые пластиковые «деньги» появились в 1993 году. Основная причина внедрения – нехватка наличных денег.
Инициировали создание платежной системы «Иртыш» – администрация города Аксу Павлодарской области, совместно с заводом ферросплавов, который финансировал проект. За разработку взялась фирма TIE & Computer King, разработавшая идеологию построения локальной системы на основе карточек с магнитной полосой и программное обеспечение.
Реализация системы прошла на базе местного отделения Народного Банка (бывшего Сбербанка) Казахстана. Так и получилось, что именно этот банки стал первопроходцем на внутреннем рынке пластиковых карт в республике.
У нас в стране, новый способ оплаты приживался довольно долго. Очень активно, чуть ли не в обязательно порядке, внедрялись в кошельки граждан зарплатные карты. Но постепенно, недоверие казахстанцев к карточкам таяло.
По информации Национального банка РК, на 1 мая текущего года, в обращении находятся 37,8 млн платежных карточек. По сравнению с 2019 годом, рост составил 51,4%. Самые распространеннный вид – дебетные карты. На них приходится 79,2%. Кредитки занимают скромную нишу в 17,3%.
Чаще всего, казахстанцы оплачивали товары и услуги, безналичным способом, пользуясь интернет банкингом – 48,5%, мобильным банкингом – 77,9% и POS-терминалами – 51,3%. Обналичивали средства в основном через банкоматы – 98,8%.
За январь– апрель 2020 года, лидером среди регионов, по безналичным операциям стала Карагандинская область – 39 777,9 тыс транзакций на сумму 425 155,8 млн тенге
В числе городов самым активным стал Алматы – 189 005,4 тыс транзакции на сумму 425 155,8 млн тенге.
Самая большая активность на рынке платежных карт происходит в сфере банковских услуг. Конкуренция заставляет обращаться к новым технологиям, обеспечению более серьезной защиты и безопасности использования банковских карт. В этой ситуации, несомненно выигрывает потребитель.